Чего ждать крымским татарам от новой власти?

Чего ждать крымским татарам от новой власти?

18 мая - 66-я годовщина памяти жертв депортации крымских татар. Союзники проиграли президентские выборы... "Сдадут" ли крымских татар России?.. Что пообещали Меджелису турки?.. Чего хотят сами татары?  

Крымско-татарское национальное движение переживает сложные времена: президентские выборы проиграли те политические силы, которые традиционно считаются союзниками крымских татар, с которыми Меджлис крымско-татарского народа входил в единый политический блок. Также серьезные изменения произошли в самом крымско-татарском обществе – оно расслаивается на конфликтующие стороны, каждая из которых имеет свои интересы и проблемы. Конечно же, сохраняются общенациональные проблемы, традиции, ценности, религия, объединяющие крымских татар в важнейших вопросах.
Но на позиции и симпатии крымских татар в большой степени воздействуют не только украинские реалии, украинская действительность, но и ведущие геополитические игроки в зоне Черноморского бассейна.
"Сдадут" ли крымских татар России?
Проблема, как в политическом, так и в психологическом плане, заключается в том, что сегодня в Украине к власти пришли те политические силы, партии и лидеры, которые традиционно считались крымскими татарами пророссийскими, и которые, по мнению Меджлиса, не способны или не желают решать вопросы крымских татар, а то и просто «сдадут» их России.
При этом в Меджлисе отмечают, что новая власть в Украине – и, прежде всего, Президент Украины, проявили максимум выдержки, воли, терпения и последовательности с тем, чтобы найти «ключ» к крымским татарам, предложить им действенную и эффективную государственную политику решения их назревших проблем, вовлечь их в совместную работу и тем самым переломить, перезагрузить настроение в их среде.
Так, со стороны власти отмечаются первые конкретные шаги - выступление Президента Украины Виктора Януковича 27 апреля в Страсбурге перед Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ). В частности, Президент озвучил необходимость исправления государственной политики по отношению к крымско-татарскому населению. Также гарант отметил, что в ближайшее время будет подготовлена специальная национальная программа и будет создан административный орган, который будет следить за ее выполнением. При этом главой государства было обещано в ближайшее время принять законы в рамках Европейской хартии региональных языков и языков национальных меньшинств, что будет иметь позитивное значение для закрепления крымско-татарского языка во всех сферах общественной жизни Крыма.
В свою очередь, председатель Совета министров Крыма В.Джарты отметил, что «власть повернулась к крымским татарам лицом», говоря о встрече В.Януковича с представителями крымских татар М.Джемилевым и Р.Чубаровым 13 мая этого года. Целью встречи была обработка механизма решения задач и проблем крымско-татарского народа, «с прицелом на будущее» и с учетом изменений, которые произошли за последние время в стране, на мировой арене, и в среде самих крымских татар.
Во время встречи председатель Меджлиса крымско-татарского народа М.Джемилев, напомнил Президенту о необходимости принятия законов, зарегистрированных в Верховной Раде Украины и направленных на восстановление прав крымско-татарского народа, а также на утверждение Кабинетом Министров Украины государственной программы обустройства возвращающихся крымских татар на период 2011-2015 гг.
Также рассматривался вопрос о диалоге представительного органа крымско-татарского народа с центральными и республиканскими органами власти, что позволило бы решать вопросы – к примеру, предоставления земли крымским татарам и представительства крымских татар в органах государственной власти и управления.
Кроме того, М.Джемилев акцентировал внимание Президента на важности придания национального статуса Бахчисарайскому музею – заповеднику, а также - разрешения вопроса о границах территорий соседствующих религиозных и духовных святынь в Бахчисарае, и на необходимости передачи территории Азизлер (в Бахчисарае) в состав Бахчисарайского музея-заповедника с одновременным выделением средств для проведения археологических и реставрационных работ.
В свою очередь, В.Янукович, отметил, что по ряду обсуждаемых вопросов им уже даны соответствующие поручения и подготовлен проект Указа, который он подпишет по завершении встречи.
«Все иные вопросы давайте мы рассмотрим детально, когда я приеду в Крым. Мы соберем Совет представителей крымско-татарского народа при Президенте Украины, встретимся с людьми на местах и, уверен, найдем достойные решения по каждому из вопросов» - сказал Виктор Янукович. «А пока, давайте работайте совместно с главой администрации и председателем Совета министров Крыма, находите взаимопонимание и готовьте те вопросы, в которых требуется принятие новых решений на уровне государства», - добавил Президент.
Встреча произошла в канун очередной годовщины депортации крымских татар, и по мнению
представителей Меджлиса крымско-татарского народа ее можно считать открытием качественно новой страницы во взаимоотношениях власти и крымско-татарского населения.
Что пообещали Меджелису  турки?
Решению проблем крымско-татарского народа способствует углубление украинско-турецкого сотрудничества. В этом плане особенное значение имел официальный визит в Украину министра иностранных дел Турции А.Давутоглу, парафирование во время этого визита Декларации о создании Стратегического совета высокого уровня между Украиной и Турцией. Министр иностранных дел Турции посетил Крым, где состоялись его встречи с руководством Меджлиса крымско-татарского народа, представителями крымско-татарской интеллигенции, председателем Совета министров АРК и главой крымского парламента. Во время этих встреч и украинско-турецких переговоров Турция выразила готовность оказать существенную помощь крымским татарам, особенно в сфере возрождения их национального образования. «Мы готовы оказывать всяческую помощь, которая будет необходима в Украине и в Крыму, - заявил министр иностранных дел Турции. – Нет границ этой помощи… мы благодарны за помощь, которая сегодня оказывается правительством Украины и руководством Крыма крымским татарам. У нас общая судьба, и будущее мы построим вместе».
Чего хочет крымско-татарский народ?
Можно сказать, что в нынешнем Украинском государстве происходит уникальный эксперимент – в его рамках формируется государственный союз двух коренных народов – украинского, как титульной нации, давшей имя государству, и крымско-татарского, ищущего в Крыму оптимальные формы своего самоуправления в рамках украинской государственности и Конституции Украины.
Крымско-татарский народ - народ с богатой мусульманской культурой, стал неотъемлемой частью украинского общества.
Лидеры крымских татар неоднократно подчеркивали, что крымские татары обрели в Украине свою вторую Родину и навеки связали свою будущность с ней. Поэтому крымские татары желают межнационального и межрелигиозного мира, стабильности и процветания на крымской земле, сохранения государственной независимости Украины как гарантии их дальнейшего развития.
Мнение аналитиков
С учетом роли крымских татар, аналитики предлагают новому руководству Украины разработать комплекс мероприятий на ближнюю и среднюю перспективу. Главная цель этого комплекса мер – восстановить инициативу Президента, правительства страны в осуществлении постоянного и конструктивного диалога с представителями крымских татар, прерванного несколько лет назад. Здесь можно обратиться к прошлому опыту существования и работы Совета представителей крымско-татарского народа при Президенте Украины. Подобная структура должна быть создана как можно скорее. С ее помощью и Президент Украины, и руководство крымских татар получат постоянно действующую площадку контактов, взаимной работы над законопроектами и конкретными программами.
Во-вторых, аналитиками предлагается поддержать инициативу Меджлиса крымско-татарского народа о проведении под эгидой европейских и международных организаций специального Международного форума по вопросу восстановления прав крымско-татарского народа на своей Родине, обеспечения и гарантий развития в Украине. Своевременное подключение органов государства к этой инициативе, сотрудничество в его подготовке как с ведущими европейскими и международными структурами, а также с Меджлисом позволят обеспечить национальные интересы Украины, сохранить устойчивый баланс между теми мировыми центрами политики, которые участвуют в решении проблем крымских татар.
В-третьих, специалисты обращают внимание на вопросы, связанные с проблемами восприятия крымскими татарами резкого и качественного изменения тональности и характера украинско-российских отношений, последствий харьковских соглашений для крымских татар. Здесь важно серьезно отработать как вопросы, связанные с разъяснением в крымско-татарской среде реальных задач и целей, решаемых украинской властью в процессе реализации харьковских соглашений, так и ряда проблем, касающихся поведения ряда пророссийских структур и организаций в Крыму. Своими необдуманными и безосновательными обвинениями в адрес крымских татар они часто провоцируют такое настороженное отношение крымских татар к России и ее политике.
Также, по мнению экспертов, следовало бы отработать с руководством Черноморского флота России в Крыму своеобразный кодекс его поведения, который обязывает личный состав флота, его структуры и подразделения неукоснительно придерживаться принципов невмешательства во внутренние дела украинского общества, не допускать использования информационно-пропагандистских подразделений ЧФ в поощрении антитатарской политики.
Президенту и Кабинету министров Украины предлагается инициировать разработку и принятие Стратегии интеграции крымско-татарского народа в украинское общество. В этом документе должны быть освещены особенности развития Украины, перспективы укрепления ее связей и сотрудничества с Исламским миром. Также должны быть проанализированы итоги 20-летнего пребывания и развития крымских татар в Украине, этапы в реализации государственной политики в отношении возвращения, обустройства, адаптации и интеграции крымско-татарского народа.
В документе должны быть проработаны ведущие направления государственной политики в крымско-татарском вопросе в области решения первоочередных политико-правовых, социально-экономических, духовных и гуманитарных проблем развития крымских татар. Этот документ должен четко обозначить исторические перспективы и будущие ориентиры для целостного мусульманского народа, сформировавшегося на земле Украины и связавшего с ней свою судьбу.
Важно также показать значение для Украины, повышения ее международного авторитета и роли в мировой политике факта успешного решения сложнейших вопросов интеграции крымских татар в украинское общество.
Кроме того, эксперты рекомендуют разработать Национальную программу социально-экономического развития крымско-татарского народа на длительный период, содержащую индикаторы количественных и качественных трансформаций в его развитии.
Нужно отметить, что к подготовке Стратегии интеграции крымско-татарского народа в украинское общество и Национальной программы социально-экономического развития крымско-татарского народа желательно было бы привлечь не только институты Академии наук Украины, Национальный институт стратегических исследований, но и общественные организации, занимающихся исламской и крымско-татарской проблематикой. Именно такой сплав академической науки, опыта и знаний общественных организаций позволит получить оптимальный результат.
Сегодня стоит задача своевременного соединения возможностей и решительности государственной власти с чаяниями и волей крымско-татарского народа, его руководства. Этого требует нынешняя обстановка в Украине, так и в Крыму. Этого требует и задача разработки новой модели развития Украины, оптимизация ее роли и места в современном мире.

Вячеслав Швед, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины, вице-президент Всеукраинской общественной организации «Украинский центр исламоведения».
 

Якщо ви знайшли помилку, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter