28 августа. Первая крымская. Крым — один из самых многоконфессиональных регионов Украины. И каждая из 1364 религиозных организаций 50 конфессий стремится обзавестись на территории полуострова собственным домом молитвы, мечетью, храмом, кенассой или кирхой. Но, по мнению властей, посещение некоторых из этих объектов небезопасно для здоровья крымчан, причем не душевного, а физического. Причина в том, что 166 культовых зданий не введены в эксплуатацию. Но значит ли это, что они потенциально опасны? 

   

От количества к качеству

Відео дня

   

Религиозная сеть Крыма сегодня насчитывает 1364 организации, представляющие 50 конфессий, течений и направлений, рассказал председатель Республиканского комитета по делам религий Владимир Малиборский. В их числе 1330 религиозных общин, 2 религиозных центра, 7 религиозных управлений, по 6 монастырей и миссий, 4 братства и 9 духовных учебных заведений. И количество религиозных организаций постоянно увеличивается, хотя и не с такой скоростью, как это было на заре независимости Украины. В нынешнем году, например, рескомитет зарегистрировал 10 уставов новых организаций, для сравнения: в 2008-м — 16, а в предыдущие годы число общин увеличивалось на 40 — 45 в год. Впрочем, были времена, когда за год религиозная сеть полуострова прирастала 140 — 150 организациями. Поэтому можно сказать, что на сегодняшний день она стабилизировалась и наполняется качественно, то есть действующие религиозные общины создают свои духовные учебные заведения. Например, Симферопольская и Крымская епархия Украинской православной церкви Московского патриархата получила статус духовной семинарии, кроме того, открылись 5 мусульманских медресе, появились протестантские колледжи.

   Каждая организация, естественно, нуждается в доме. Сейчас на территории полуострова насчитывается 690 действующих культовых зданий, из них примерно 110 были возвращены общинам местными органами власти. «Это различные вспомогательные строения — бывшие магазины и клубы», — пояснил глава рескомитета. На этом процесс возвращения, можно сказать, подходит к концу, потому что передать осталось всего-то около 20 объектов. А вновь приходящим на полуостров религиозным организациям придется самостоятельно возводить для себя молельные дома. Кстати, с начала 90-х в Крыму было построено 166 новых культовых зданий, и именно они сегодня вызывают наибольшее беспокойство у власти, потому что до сих пор не узаконены, а значит, потенциально опасны.

   

Штраф в размере 50% стоимости

   

Более половины культовых объектов, построенных в Крыму с 1991 года, используются религиозными организациями без актов сдачи в эксплуатацию, многие из них построены без проектно-сметной документации и надлежащего оформления земельных участков, говорит глава Рескомрелигии Крыма. Из 166-ти таких зданий правоустанавливающие документы получили только 42%. Больше всего неузаконенных строений оказалось у мусульман: из 80 мечетей 68 не имеют официального ввода в эксплуатацию, как нет их еще у 27 культовых зданий, относящихся к другим конфессиям. «Большинство мечетей были построены в 90-е годы за счет зарубежных спонсоров. Религиозные общины или захватывали земельный участок, или строили мечеть на основе устной договоренности с местными органами власти. Мечеть построили за счет спонсорских средств, сфотографировали, отчитались и уехали, а землеотвода нет, проекта нет, и все это пущено на самотек», — говорит Малиборский.

   Минули 90-е, но и сейчас ряд религиозных общин ведут строительство культовых объектов без надлежащего оформления документации с «провокационной», по словам Малиборского, целью. В качестве примера он привел мусульманскую мечеть в районе ул. Балаклавской в Симферополе. Кстати, всего на территории Симферопольского района незаконных культовых объектов насчитывается около 30. «Я не хочу говорить, что только мусульманские мечети строятся без правоустанавливающих документов. Есть, но в меньшей пропорции, такие факты и у украинской православной церкви, и у баптистов. Единственная организация в Крыму, которая все 20 своих зданий построила с полным списком правоустанавливающих документов, — это «Свидетели Иеговы», вероятно, потому что знают, как к ним относятся», — добавил он.

   В итоге нарушителей градостроительного законодательства решили призвать к ответственности. Глава Рескомрелигии говорит, что проблему недавно обсуждали на заседании ГАСК, по результатам которого в адрес каждой религиозной организации, которая использует не введенные в эксплуатацию объекты, были направлены выписки из закона. Этот документ устанавливает ответственность предприятий, объединений, учреждений и организаций за проведение строительных работ без разрешения — за это положен штраф в размере 50% стоимости этих работ. Такие же документы были направлены местным властям, потому что «легковесный подход к строительству культовых зданий в Крыму угрожает жизни и здоровью крымчан и в любой момент может привести к печальным последствиям». «Мы уже имели отрицательные примеры, когда в представительстве Покровского храма в Джанкое рухнул 100-тонный колокол, — рассказывает глава Рескомрелигии. — К счастью, это произошло во время ливня, никто не пострадал. Другой пример — в представительстве мечети в пос. Октябрьское рухнула промышленная плита. Мы не знаем, из каких материалов и как строились эти объекты. Поэтому то, насколько добросовестно выполнены работы, может аукнуться в любое время».

   Муфтий мусульман Крыма Эмирали Аблаев тревогу чиновника не разделяет. «Люди, которые сами будут молиться в этих мечетях, никогда не будут строить некачественно», — считает он. Конечно, оформлять документы нужно, и общины занимаются этим, возможно, не столь быстро, как необходимо, но, если обложить их сейчас штрафными санкциями, едва ли это ускорит процесс. Разве что вызовет протест и накал страстей. «Еще в начале 90-х я работал в Кировском районе районным имамом, и тогда местный прокурор заявил мне, что без документов мечеть не будет строиться, — вспоминает он. — Я согласился: хорошо, давайте делать документы, но услышал в ответ, что этого никогда не будет». Официальное разрешение на строительство мечети в те времена было не получить, поэтому возводили их неофициально, ведь приходилось все начинать с нуля. Получается интересная ситуация: сначала власти не разрешали возводить мечети, провоцируя верующих на незаконное строительство, а теперь постфактум чиновники решили на этом еще и заработать. Муфтий Аблаев заявляет: «В начале ХХ века в Крыму была 21 тыс. культовых мусульманских объектов, из которых до 1944 года дожили только 1700, а к 1987 году уцелело только 5. Кто в этом виноват? Наверное, государство. Поэтому я не скрываю, что даю разрешение на строительство мечетей. Конечно, 21 тысячу мы не сможем построить, но 1700 построим, и на них государство обязано готовить документы. Но препятствия со стороны власти как были 20 лет назад, так есть и по сей день. И то, что говорят власти, будто, кроме соборной мечети, в Симферополе ни в одном другом районе нет препятствий для строительства мечетей — это ложь. Если в моем доме есть проблемы, кто в этом виноват? Я виноват. А если проблемы в Крыму, то виновна в этом крымская власть. Мы же готовы идти навстречу, работать вместе».

  

   Разваливающаяся история

   

 А тем временем на полуострове есть не потенциально, а что ни на есть реально опасные культовые строения. Например, в Феодосии 2 памятника национального значения — храм архангелов Михаила и Гавриила и храм Георгия Армянской апостольской церкви — находятся в аварийном состоянии. Владимир Малиборский говорит, что на их реконструкцию нет средств ни у армянской общины, ни в городском бюджете. Из 39 храмов, построенных во времена, когда Феодосия являлась вторым по мировым масштабам религиозным центром армян, в городе остались только четыре. 15 лет назад три храма — архангелов Михаила и Гавриила, Георгия и святого Сергия — были переданы Армянской апостольской церкви. В подобающий вид привели только один — храм св. Сергия, где находится могила Айвазовского, два других в аварий

   ном состоянии. «Мы можем навсегда потерять эти уникальные памятники, датируемые XIV — XV веками. Они пришли в такое состояние, что в одном 30-сантиметровая щель по центру здания, в другом уже тополя выросли на крыше, 10 — 12 м», — сетует он.

   Хотя можно вспомнить и пример цивилизованного отношения к историческому и религиозному наследию: памятник архитектуры конца XIX века — здание караимской кенассы в Симферополе, которое с 1936 года используется гостелерадиокомпанией «Крым» в качестве радио-дома. Несколько лет назад ГТРК «Крым» решила вернуть его караимской диаспоре. Бюджет даже выделил на эти цели 3 млн. грн. Сейчас руководство телекомпании занимается строительством нового радио-дома. Объект почти готов, но, как всегда, опять не хватает денег на его завершение.

   И тем не менее такое взаимодействие власти и религии единственно верный путь, потому что как говорил французский философ-просветитель Дени Дидро: «Религия и законы — пара костылей, которую не следует отнимать у людей, слабых на ноги».

ОЛЬГА ФАЛЕЙ