"Оживленные и порой очень острые дискуссии вокруг церковных тезисов, посвященных Русскому миру, показывают, что эта тема затронула очень важную область в сердцах и умах многих людей. Это не случайно, потому что в духовной жизни, так же как и в мирской, важным является самопознание, без которого невозможно строить свою деятельность. К сожалению, в ходе этих дебатов нередко Церкви приписывают идеи, которые она не выдвигала и не поддерживала. Так, почему-то настойчиво повторяют в разных публикациях, что в церковном представлении Русский мир – это Россия и российская диаспора. Однако в своих выступлениях Патриарх Кирилл в тех или иных выражениях неизменно говорит о Русском мире как о цивилизационной общности, имеющей несколько равноправных центров. При этом определение «русский» возводится не к современной русской национальности, а к ее истокам, которые являются таковыми и для других национальностей – белорусов и украинцев – а именно: к духовно-культурному наследию Руси. Следовательно, сегодня Русский мир – это сообщество, а не единое государство, отдельных людей и целых народов, которые признают определяющую значимость для самоидентификации и своей деятельности этого наследия.
Признание по крайней мере трех наследников Руси – Белоруссии, России, Украины – автоматически означает фиксацию двух моментов. Во-первых, наследником можно назвать только юридически независимое лицо, которое имеет свою идентичность. А потому церковное представление о Русском мире как о цивилизационной общности не отрицает ни украинство, ни «российство», ни «белорусство» как государственные и культурные феномены. Они представляют собой самобытное и творческое развитие во времени и пространстве базисных ценностей, некогда сформировавших Русь. Между прочим, внутри России в некоторых интеллектуальных и общественных кругах «русскость» тоже не в почете, ее хотят заменить на «российскость». Если в прошлом эти два прилагательных были вполне взаимозаменяемые, то сегодня игра с ними выглядит как манипуляция с национальным сознанием. Потому что ни один уважающий себя в мире народ от своих истоков отказываться никогда не будет.
Во-вторых, признание своей генетической связи с Русью ставит вопрос о ясном определении ее духовного, культурного и вообще ценностного наследия. С одной стороны, отказываясь на словах признавать само его существование, его очень часто не отказываются с удовольствием делить. Это проявилось в исторических, языковых и культурных войнах разных масштабов, которые мы наблюдали за последние годы на постсоветском пространстве. Есть опасность, что они могут продолжаться еще очень долго и приводить к серьезным конфликтам между наследниками Руси в политике и экономике. Серьезным звонком стала ситуация вокруг Абхазии и Южной Осетии. Некоторые эксперты с гордостью любят повторять, что развал СССР не пошел по югославскому сценарию. А вдруг такая опасность еще не миновала? Если нет, то надо научиться совместно сохранять и приумножать общее наследие, а не «пилить» его, нанося друг другу страшные психологические удары. В этих непростых условиях идея Русского мира, выдвигаемая Русской Церковью, имеет прежде всего огромное миротворческое значение. Как известно: «Блажены миротворцы…»
Об общем православном наследии Церковь никогда не переставала заботиться, особенно в прошедшие десятилетия. Так, был принят ряд решений и документов, касающихся единства Церкви, развития ее просветительской и социальной деятельности, многих аспектов ее внутренней жизни. Среди эпохальных документов, появившихся в этот период, стоит назвать Основы социальной концепции (2000 г.) и Основы учения о достоинстве, свободе и правах человека (2008 г.). В прошлом году на ассамблее Русского мира Патриарх Кирилл конспективно сформулировал в чем же, по мнению Церкви, состоит цивилизационное наследие. Вероятно, надо понимать, что вся эта церковная работа и церковные выступления являются призывами к более широкому изучению и раскрытию цивилизационного наследия Руси во всех сферах общественной деятельности наших стран. При этом задача состоит не в том, чтобы что-то придумывать, а в том, чтобы зафиксировать уже существующее общее наследие и сознательно им распоряжаться в текущей жизни.
Удивительно, но эти очевидные представления о Русском мире некоторые публичные фигуры пытаются выдать за искусственные построения, аналогов которым якобы больше нигде на планете не существует. Однако, например, уже давно употребляются понятия «Запад» или «Западный мир». Под ним подразумевают совокупность независимых стран, составляющих цивилизационную общность. Не прибегая к обширным определениям, можно лишь сказать, что базисом этой общности являются западные исповедания (католичество и протестантство), греко-римское наследие и просветительская традиция. Далеко не последнюю роль в формировании и поддержании Западного мира играет Римо-католическая церковь, которая, между прочим, несмотря на подчеркивание своего универсалистского характера, не отказывается от первого слова «римо». И никому не надо приезжать из Рима в Португалию или Францию, или другие страны, и доказывать там, что они принадлежат к западному или, как недавно выразился глава украинских греко-католиков, к римскому миру. С этим никто ни на Западе, ни в других частях света из разумных людей не спорит. Напротив, все страны, принадлежащие к западной традиции, считают одним из своих национальных интересов сохранять не только свои национальные обычаи, но и свой цивилизационный код.
Однако демографические изменения и миграционные потоки последних лет, при сохранении их динамики, могут действительно привести к перемене цивилизационного кода Западной Европы. При этом не надо забывать, что в Западном мире сильны позиции секуляристов, которые видят выход не в нахождении достойного места для ислама, а в исключении его, а также за одно и христианства, из публичной сферы. Все хорошо помнят, что при разработке проекта конституции Европейского Союза в 2002-03 годах из преамбулы была вычеркнута ссылка на христианское наследие Европы, а в 2009 году Европейский суд по правам человека предписал Италии убрать из школ распятия. А потому среди католических и протестантских консерваторов сплочение Западного мира и усиление его христианской идентичности видится за счет включения в западную орбиту и приобщение к стандартам, выработанным в рамках романо-германской культуры, восточно-европейских православных народов. Западные церкви оказывают самую горячую поддержку европейской интеграции, которая предполагает передачу значительной части суверенитета в наднациональные органы Европейского Союза.
Конечно, в благом деле отстаивания христианских ценностей в Европе необходимо солидарное действие всех христиан. Так, не без поддержки православной России в этом году Страсбургский суд отменил свое решение о распятиях в католической Италии. Но важно, чтобы православные были не просто человеческим материалом и послушными орудиями консервативных западных кругов, а их настоящими соработниками. Если Западный мир несмотря на разногласия и споры, которые есть внутри него, стремится спасти свое цивилизационное наследие, при этом сохраняя национальную идентичность и интересы разных народов, то почему тем же путем не могут идти наследники Руси? Не теряя своей независимости и ради своих интересов жители Украины, России, Белоруссии и других стран могут сохранять общее цивилизационное наследие и приумножать его. Только в этом случае наши народы станут настоящими, а не декларируемыми партнерами не только для Запада, но и мусульманского мира, Китая, Индии и других стран.
Это необходимо делать не ради каких-то политических амбиций, а ради приумножения наследия Святой Руси и укрепления позиций всего православного мира. Только имея крепкое русское ядро, этот мир может сегодня полноценно свидетельствовать об истинном христианстве в общественной жизни, отстаивая принципы традиционной нравственности и справедливости в праве и политике. Русская Церковь прежде всего добивается того, чтобы эти принципы стали нормой жизни в самих странах Русского мира и одновременно визитной карточкой наших народов во всем мире. В этом нет ни грамма империализма и этнофелитизма, а только исполнение долга проповеди и утверждения христианства среди народов-наследников Руси и свидетельства о нем перед другими народами мира".

Игумен Филипп (Рябых)