Известный пастырь считает, что представители Церкви должны заниматься не составлением хит-парадов, а анализом знаковых явлений культуры …

«Церковь, несомненно, призвана реагировать и влиять на все сферы жизни общества, но это не должно принимать карикатурные формы. Желая влиять на всё, влезать надо не во всё. Конечно, не только католики, но и мы не застрахованы от подобных вещей, только у нас это будет выглядеть ещё более карикатурно. За католиками же стоит многовековая традиция реакции на всё, что происходит вокруг, они на протяжении всей истории следили за наукой, составляя кодексы запрещенных книг, анафематствовали танго и т.д. Так что для них оглашение подобного списка - это продолжение традиций. А если и у нас такое когда-нибудь случится, то это явится началом нехорошей традиции - зачем нам копировать католическое всезнайство и брать такое проникновение во все сферы за идеал?» - сказал в интервью «Русской народной линии» известный пастырь, сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятель храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева протоиерей Андрей Ткачев, комментируя оглашение Ватиканом «списка лучших хитов планеты».

Как сообщает РБК-Украина, Ватикан решил не отставать от современного мира и объявил свой топ-10 лучших альбомов современности. Данный список был опубликован «L`Osservatore» - официальной газетой Ватикана.

Відео дня

По мнению Римской курии, лучшим музыкальным альбомом «всех времен и народов» является диск The Beatles «Revolver» (1966). На втором месте - David Crosby «If I could only remember my name» (1971). Замыкает почетную тройку Pink Floyd «The dark side of the Moon» (1971). В списке также оказались Fleetwood Mac «Rumours» (1976), Donald Fagen «Nightfly» (1982), Michael Jackson «Thriller» (1982), Paul Simon «Graceland» (1986), U2 - «Achtung Baby» (1991), Oasis «(What`s the story) Morning Glory» (1995), Santana «Supernatural» (1999).

«Есть множество вещей, мимо которых Церкви нужно молча проходить стороной, - продолжил комментарий отец Андрей. - Так, по-моему, надо относиться к этому. Для католиков это органичное поведение, у нас же публикация подобных списков ничего кроме едких насмешек, в том числе и со стороны журналистской братии, не вызовет. Верующие всё равно не будут руководствоваться таким списком, они либо ничего не слушают из перечисленного в католическом хит-параде, либо слушают то, что им нравится. Было бы просто смешно, если бы кто-то предложил, скажем, ориентироваться на подобный циркуляр из Патриархии. Это не наш путь. На Церкви лежит ответственность главным образом за устроение такого порядка жизни, при котором верующему открывается невозбранный вход в вечное Царство Бога. Это главное. Поэтому нужно соблюсти баланс между земным и духовным, и не впадать в крайности, чрезмерно занимаясь земным».

«Мне кажется, подобный хит-парад Католической церкви показателен сам по себе. Неужто им заняться там совсем нечем? Шоу-бизнес развивается по своим законам, не благодаря и не вопреки церковной жизни, и стоит ли этим заниматься Церкви? Разве нет для нее занятия более важного?» - задается вопросами пастырь.

«Мне кажется, что нам не хватает серьезного богословского и антропологического анализа знаковых явлений культуры (как массовой, так и элитарной), - заметил отец Андрей. - Нужны богословские статьи на тему музыкальных, кинематографических явлений, на тему живописи и словесности. Все это нужно. Но это должны быть именно аналитические и критические труды, разбирающие сегодняшнее состояние человечества. А просто следить за модой, за полумелодичными криками и танцульками на сцене - это значит уподобляться горе, которая родила мышь. Церковь - это такая мощь, такая традиция, имеющая многовековое отслоенное от мира рафинированное отношение к человеку, что ей не пристало обращать свой взор на какую-то блоху. Это ведь то же самое, что заниматься расположением мебели на кухне "с точки зрения Церкви"! Так что нам я такого не пожелал бы».

«Если у нас, православных, есть анализирующие умы, глубоко сочувствующие тенденциям современной жизни или ощущающие в себе драматизм дышащего человеческого сердца, то им стоит обратить своё внимание на более знаковые, более серьезные вещи. Мне кажется, что такого анализа не хватает в литературе, в кинематографе (всё-таки мы живем в такую визуализированную эпоху, когда кинематограф представляет собой важный срез). У нас есть много людей в сане, которые имеют опыт культурной жизни, опыт глубоких культурных погружений, есть много мирян, которые соединяют качественный взгляд на разные стороны жизни с церковностью. И от них нам нужны не огульно ругающие, а глубокие анализирующие исследования современной жизни. Но это не должно быть карикатурой, этим нужно заниматься профессионально. Нам нужна именно критика, дающая оценку не только тому или иному факту, но и тенденциям. Сегодня, по-моему, людей, профессионально занимающихся этим, у нас нет, а это было бы не плохо», - заключил протоиерей Андрей Ткачев.

Русская линия