Является ли УГКЦ «глобальной»?.. Какие группы консервативно-традиционалистскй направленности существуют в Украине внутри УГКЦ?
В последние несколько недель внимание украинских СМИ и общественности активно было привязано к избранию нового главы Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) архиепископа Святослава Шевчука и к самой УГКЦ в целом. Некоторые СМИ даже заговорили об УГКЦ как о «глобальной церкви», о ее новых перспективах в Украине и мире. При этом, помимо чисто информационной составляющей, нередко в таких сообщениях и публикациях прослеживалось использование PR-технологий с целью повысить в Украине имидж и авторитет католицизма как такового. Одним из приемов в такой популяризации используется, в противовес православию, представление о глобальности, монолитности и единстве Католической церкви во всем мире.
Однако, говоря о единстве католицизма и противопоставляя ему «разобщенность» православия, мало кто знает, что само католичество далеко от пропагандируемого идеала. И речь даже не о том, что именно из католичества выделился протестантизм с его многочисленными деноминациями – как протест на отклонения и злоупотребления папства. Не является предметом нашего рассмотрения и существование в Европе самостоятельных от Рима национальных Старокатолических церквей (их в Европе более 20), отделившихся от Рима в 1870-е годы вследствие неприятия частью духовенства РКЦ догматических нововведений I Ватиканского собора. Это отдельная тема для разговора, которая тоже свидетельствует о существовавшей издавна разобщенности внутри католического мира.
Малоисследованной остается тема внутренних течений и сект в католицизме - как либерального, так и консервативного толков. Это же касается и Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ).
В данной статье мы коснемся лишь нескольких наиболее известных групп консервативно-традиционалистскй направленности, существующих в Украине внутри УГКЦ.
Указанные группы находятся в оппозиции к официальному церковному руководству УГКЦ, считая его «апостасийным» и «отпавшим от чистоты католической веры». При этом их оппозиционность распространяется не только на священноначалие УГКЦ, но и на Ватикан. Наибольшей критике с их стороны подвергается деятельность папы Иоанна Павла II.
Так, существующий в Украине синод альтернативной т.н. «Украинской правоверной греко-католической церкви» (УПГКЦ), возглавляемый «Верховным архиепископом» Михаилом Осидачем, в начале апреля этого года направил римскому папе Бенедикту XVI обращение, в котором призывает папу приостановить назначенную на 1 мая 2011 г. беатификацию папы Иоанна Павла II, называя его «апостатом» и «еретиком». Кроме того, украинские традиционалисты-греко-католики призывают папу «остановить грядущий раскол» и начать «реформу Католической церкви». Реформа, по их мнению, должна заключаться в возврате к традиционному консерватизму и очищении от нововведений и ересей. При этом жесткой критике они подвергают священноначалие УГКЦ, и в частности ушедшего недавно на покой кардинала Любомира Гузара.
Как уже отмечалось, в Украине существует три наиболее известные традиционалисткие течения внутри УГКЦ. Это «покутники», «лефевристы» и «подгорцы». Вышеупомянутая УПГКЦ относится к «подгорцам», или «подгорецкому синоду» – по названию села Подгорцы во Львовской области, где расположен монастырь и духовный центр этой группы. В официальной УГКЦ, новым предстоятелем которой недавно избран архиепископ Святослав Шевчук, данную группу называют «раскольниками» и «сектантами». В УГКЦ их также называют «догналитами» – по фамилии одного из ведущих епископов этой группы Ильи Антонина Догнала. Это одно из наиболее молодых течений, возникшее в 2008 г.
Кроме того, одним из самых старых в Украине является эсхатологическо-апокалиптическое катакомбное течение внутри УГКЦ, известное под названием «покутники» (от укр. «покута» – покаяние). Оно возникло в 1950-е гг. и возглавлялось подпольным греко-католическим священником Игнатием Солтысом. «Покутники» считали, что произошло воцарение антихриста в «лице» советского режима и отрицали все советские атрибуты – паспорта, трудовые книжки, службу в армии, не получали пенсий, не отдавали детей в советские школы и т.п. По причинам догматического характера о. Игнатий Солтыс в середине 50-х гг. объявил папу Иоанна XXIII «отпавшим от веры», а также порвал общение с подпольными епископами УГКЦ. После ареста о. И. Солтыса в 1962 году руководство движением принял греко-католический священник Антон Поточняк, который учил, что тайная битва между силами тьмы и света происходит на Украине, где, по его убеждению, будет воздвигнут Новый Рим.
"Покутники"
Вскоре после возвращения из заключения в 1973 году о. Игнатий Солтыс был провозглашен «Папой Римским Петром ІІ». Ко времени своего нового ареста в начале 1981 г. Игнатий Солтыс уже считался среди некоторых «покутников» вновь пришедшим на землю «Мессией». Свою группу они иногда называют «Славянской Церковью Святого Духа». Духовный центр «покутников» расположен в Карпатах, в селе Середнем Ивано-Франковской области. Римскую курию и УГКЦ они считают «еретиками» и «апостатами». Кроме того, они считают, что именно с Украины начнется восстановление и возрождение истинной католической веры во всем мире. Идеал «покутников» – теократическая монархия, их символ – бело-желто-синий флаг.
С провозглашением независимости Украины «покутники» несколько смягчили свое отношение к светским властям, в частности, согласились принимать документы и работать на предприятиях. Их община сравнительно многочисленна в западных областях Украины, особенно в Прикарпатье. «Покутники» внесены в список религиозных организаций, членам которых предоставляется право на альтернативную (невоенную) службу.
Отдельно от «покутников» новая волна популяризации идей традиционализма в среде УГКЦ началась в середине 90-х гг. Главным образом это происходило под влиянием Общества папы Пия Х, созданного в 1970 г. швейцарским католическим епископом Шарьером (Charriere) при духовном руководстве лидера Католической традициоаналистской церкви (отделившейся от РКЦ) – французского архиепископа Марселя Лефевра (Marcel Lefebvre). Это движение выделилось из РКЦ после II Ватиканского собора в 1960-е гг. Они отвергают решения этого собора как «модернистские» и «отступнические». В 1988 г. папа Иоанн Павел II епископов этого течения отлучил от РКЦ. После смерти архиепископа Марселя Лефевра в 1991 г. Общество в качестве Генерального настоятеля возглавил рукоположенный им без согласия Ватикана епископ Бернард Фелье (Bernard Fellay).
"Лефевристы"
В 1999 г. епископ Фелье стал духовником униатских священников-традиционалистов в Украине. В сентябре 2000 г. «лефевристами» в Украине было основано Братство Иосафата Концевича, которое является структурным подразделением Общества Пия Х. В ноябре 2000 г., во время визита епископа Фелье в Украину, была освящена нелегальная семинария Непорочного Сердца Марии во Львове, где начали учиться семинаристы-традиционалисты. Также была открыта Конгрегация сестер-василианок Божьего милосердия, которую окормлял Фелье. В 2004 г. глава УГКЦ кардинал Любомир Гузар объявил о запрещении группы клириков во главе с настоятелем Петропавловской церкви на Львовщине Василием Ковпаком, перешедших в юрисдикцию епископа Бернарда Фелье. Данная группа издает журналы «Дзвін з Фатіми» и «Греко-Католицька Традиція», а также сайт «Унійна Традиція». Украинские лефевристы являються сторонниками сохранения латинизированных практик УГКЦ и церковно-славянского языка в богослужении, отход от которых, в частности попытки УГКЦ «очистить» обряды от латинских влияний и украинизацию богослужения считают «модернизмом» и «наступлением на Традицию». Также они выступают против контактов УГКЦ с православными, считая последних «схизматиками» и «еретиками». На данный момент в состав лефевристского Братства Иосафата Концевича в Украине входит более 10 священников, многие из которых были рукоположены непосредственно лефевристскими епископами.
Другим центром католического традиционализма в УГКЦ в нач. 2000-х гг. стал василианский Благовещенский монастырь в Подгорцах (Львовская область), насельники которого стали активно обличать иерархию УГКЦ и кардинала Л. Гузара в чрезмерном либерализме, модернизме и экуменизме.
Фактическим лидером и основателем данной группы является упомянутый выше епископ УПГКЦ Илья Антонин Догнал (1950 г.р.) – гражданин Чехии. В 1971 г. он окончил греко-католическую семинарию в Литомержице (Чехия) и был рукоположен во священника, в 1985 г. в КГБ ЧССР на него было заведено уголовное дело, а в 1987 г. местные советские власти запретили ему служить. С падением коммунизма о. Антонин Догнал активизирует свою пастырскую деятельность, совмещая ее с преподаванием на теологическом факультете Пряшевского университета (с 1993 по 1997 гг.). Он известен также как организатор массовых коллективных реколлекций (духовных обучений с применением медитаций). В 1997 г. он возглавил католическое общество Comunita vitae monasticae, но уже в начале 2000-х гг. вошел в конфликт с греко-католическим церковным руководством в Чехии, после чего в 2003 г. с группой последователей переехал в Украину. В Украине они обосновались в Подгорецком монастыре на Львовщине, где стали организовывать массовые коллективные реколлекции для мирян. Вскоре и здесь группа Антонина Догнала вошла в конфликт с местным греко-католическим церковным руководством, в адрес которого «подгорцы» стали выдвигать обвинения в «отступлении» и «попрании основ католической веры».
"Подгорцы"
3 марта 2008 г. «подгорецкие отцы» Илья (Антонин) Догнал, Самуил (Роберт) Обергаузер, Мефодий (Ричард) Шпиржик и Маркиан (Василий) Гитюк без согласия Ватикана приняли тайные епископские рукоположения. По их утверждениям, хиротонии совершили два непризнанных «подпольных» иерарха УГКЦ – Михаил Осидач и Иосафат Васыль Кавацив. В УГКЦ эту иерархию считают самосвятской.
В том же 2008 г. году новые епископы объявили об образовании альтернативной «Украинской правоверной греко-католической церкви» (УПГКЦ), а ее «Верховным архиепископом» провозгласили Михаила Осидача (1930 г.р.). Этот униатский иерарх был тайно рукоположен во епископа катакомбной УГКЦ еще в 1989 г. митрополитом Владимиром Стернюком и епископом Филимоном Курчабой. Ныне служит в селе Кунынь Жовковского района Львовоской области.
23 марта 2008 г. глава официальной УГКЦ кардинал Любомир Гузар запретил новых епископов в служении, а саму УПГКЦ объявил расколом и сектой.
Как «покутники» и «лефевристы», УПГКЦ считает римскую курию и епископат официальной УГКЦ «отпавшими от правоверия». За три года в УПГКЦ рукоположили 10 новых епископов.
В своих акциях против ювенальной юстиции, гомосексуализма, движения Украины в Европу и т.д. УПГКЦ блокируется с некоторыми консервативными течениями внутри Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат).
Государственный комитет Украины по делам национальностей и религий отказывает в регистрации названия «Украинская правоверная греко-католическая церковь», объясняя это «уважением к традициям и внутренним установлениям религиозных организаций» со ссылкой на Кодекс Канонов Восточных Церквей (ККВЦ), в котором название «Католическая» можно использовать лишь по согласованию с официальной церковной властью.
Помимо этих трех организационно оформленных групп внутри УГКЦ встречаются отдельные сторонники традиционалистского течения седевакантистов (от лат. sedes — престол и vacans — пустующий), считающие римский престол временно вакантным по причине уклонения нынешних пап в модернизм. Во многом они близки к упомянутым течениям, хотя и не сливаются с ними.
"Тайные" греко-католические епископы Михаил Осидач и Иосафат Василь Ковацив, рукоположившие иерархию УПГКЦ
Кроме этого, внутри УГКЦ по-прежнему сохраняется институт тайного епископства, не входящий в состав официального епископата УГКЦ. Тайно рукоположенные во епископов еще в советские годы, некоторые из них так и не вышли из «подполья», продолжая легально служить на приходах УГКЦ в качестве рядовых священников, тогда как на дому они нелегально служат как епископы. В этом они схожи с полулегальной группой «секачевцев» (по имени иеромонаха Геннадия Секача) внутри Русской Православной Церкви, иерархи которой совмещают тайное архиерейское служение в своих домовых храмах с легальным служением на приходах РПЦ МП в качестве простых священников. Как и в случае с «секачевцами», в УГКЦ такие тайные епископы иногда даже совершают самостоятельные епископские хиротонии. Крупный скандал с подобными тайными хиротониями, как отмечалось выше, произошел в 2008 г., когда два непризнанных «подпольных» иерарха УГКЦ Михаил Осидач и Иосафат Васыль Кавацив рукоположили епископов для альтернативной УПГКЦ.
Еще одной проблемой для УГКЦ является полная независимость от нее на территории Украины Мукачевской епархии ГКЦ (епархиальный епископ Милан Шашик). Эта закарпатская епархия – самостоятельная поместная греко-католическая Церковь sui juris («своего права»), не входящая в состав УГКЦ и подчиняющаяся непосредственно Ватикану. В настоящее время в епархии насчитывается более 300 храмов. Независимый от УГКЦ статус Мукачевской греко-католической епархии был дарован Римом в 1937 г. и подтвержден в 1993 г. В 1995 г. благодаря активности тогдашнего Апостольского нунция в Украине архиепископа Антонио Франко в Ватикане был подготовлен проект Декрета о присоединении Мукачевской митрополии на правах автономии к УГКЦ, однако из-за активного противодействия закарпатского греко-католического духовенства он так и не был утвержден. Таким образом, на сегодняшний день на территории Украины легально действуют две поместных греко-католических Церкви, независимых друг от друга. Отличительной чертой Мукачевской епархии от УГКЦ является совершение богослужений на церковнославянском, а не на украинском языке.
Независимая от УГКЦ Мукачевская епархия ГКЦ
Независимо от Мукачевской епархии в США существует также отдельная Русинская греко-католическая церковь (РГКЦ). Кроме того, многочисленные украинские греко-католики не входят в состав УГКЦ в Словакии, Чехии, Венгрии и Румынии. В этих странах существуют независимые от УГКЦ поместные греко-католические церкви, непосредственно подчиняющиеся Риму: Словацкая ГКЦ, Чешский экзархат ГКЦ, Венгерская ГКЦ и Румынская ГКЦ.
Отсутствие единства среди украинских греко-католиков является одним из препятствий для получения УГКЦ статуса патриархата. Многие закарпатские греко-католические священники не признают подобные претензии иерархов УГКЦ, а попытки именовать глав УГКЦ «патриархами» называют самозванством.
Как видно из приведенного краткого обзора, внутри УГКЦ полна различных противоречий и далека от кажущихся монолитности и единства. Кроме того, из вышесказанного можно сделать вывод, что тезис о «глобальности» УГКЦ является несколько преувеличенным.
Сергей Шумило, "Религия в Украине"