Долгая дорога в Рим

19:30, 26 жовтня 2009
Католицизм
36 0
Газета.Ru

Решение Ватикана принять под свое крыло консервативных англикан сулит практическую пользу обеим церквам – Римско-католической и отколовшейся от нее почти 500 лет назад англиканской.
Ватикан объявил о том, что готов принять в лоно католицизма традиционалистов англикан, недовольных тем, что происходит в их церквах. Ведь это не только члены Церкви Англии, но многих других, входящих в многомиллионное Англиканское содружество по всему миру. Поэтому число недовольных велико. Это и те, кто никак не смирятся с рукоположением женщин, и те, кто возмущаются посвящением в епископы открытых гомосексуалистов, и те, кто выступают против благословения однополых браков. Они и раньше переходили к католикам, но делали это поодиночке. Теперь положение дел изменится.
Вкратце план Ватикана таков.
Для бывших англикан будут созданы «персональные ординариаты», где они могли бы сохранять милые их сердцу обряды, более того иметь собственный клир из тоже бывших англиканских священников.
Такие структуры будут учреждаться католическими епископскими конференциями разных стран по мере необходимости. В одну из первых, видимо, вольется Традиционное англиканское сообщество, которое сложилось еще в 1991 году и насчитывает более полумиллиона человек. За ним наверняка потянется часть епископалов (так называют членов Англиканского содружества в США), а там и очень консервативные англикане из Африки, которые давно уже бунтуют против своих либеральных единоверцев. Вскоре этот шаг получит и формальное обоснование – папа выпустит специальную «апостольскую конституцию», которая внесет дополнения в каноническое право. Такие вещи происходят крайне редко, поэтому католики и англикане по всему миру крайне оживленно откликнулись на событие. Но вовсе не так, как можно было бы ожидать.
Несколько лет назад Ватикан поднял статус своих временных структур в России до уровня епархий. Что тут началось! Русская православная церковь пришла в полное смятение, причитания о католической угрозе зазвучали пронзительнее прежнего. Обвинения католиков в прозелитизме, переманивании несчастных православных в свою веру, стали раздаваться со страниц изданий, которые никогда прежде не писали о религиозных проблемах. Привлечена была и тяжелая артиллерия в виде российского МИДа, после чего у одних католических священников-иностранцев начали отнимать визы, а других и вовсе отлавливать на границе, как международных преступников.
Англиканское содружество отнеслось к действиям Ватикана совершенно по-иному. Его лидер
архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс выпустил совместное заявление с главой британских католиков архиепископом Винсентом Николзом: создание ординариатов стало «признанием того, как много объединяет католическую и англиканскую традицию в вопросах веры, доктрины и духовности».
Подобный шаг никогда не был бы сделан, если бы ему не предшествовали сорок лет интенсивного и плодотворного экуменического диалога. И его нужно лишь приветствовать, подчеркнули соавторы заявления.
Все это хорошая англиканская мина при плохой игре, а католики прикрывают свой хищный прозелитизм джентльменскими уловками, воскликнут наши проницательные соотечественники. Знаем мы этих джентльменов, отношения которых еще Уинстон Черчилль сравнил с грызней бульдогов под ковром. Но на этот раз проницательные соотечественники ошибаются. Архиепископ Кентерберийский не оправдывается, а католический соавтор обращения не лукавит. Действия Ватикана могут действительно принести пользу обеим церквам.
Англиканское содружество уже долгое время находится на грани раскола. Совершенно очевидно, что в нем сформировались две непримиримых фракции. Одна все дальше движется по пути либеральных реформ, другая все активнее им противодействует. Все попытки уврачевать эти глубокие разногласия носят косметический характер. Ну, согласились на последнем соборе англиканских церквей – Ламбертской конференции, куда, кстати, отказались приехать самые радикальные оппоненты слева и справа, не посвящать пока в епископы гомосексуалистов. Но это вовсе не выход из положения. Все остались при своем мнении, а это значит, что рано или поздно вопрос все равно придется решать. Аналогичным образом откладывается на неопределенное время и решение других принципиальных вопросов. Но время в данном случае не лечит, отложенные решения лишь обостряют противоречия. Неудивительно, что
большинство экспертов уверены – раскол Англиканского содружества неминуем.
После решения Ватикана такой вывод уже неочевиден. Консервативным англиканам теперь вовсе не надо уходить в раскол и создавать собственные организации. Они мирно перейдут под крыло Рима, сохранив при этом и свою обрядность, и своих пастырей. А в Англиканском содружестве останутся те, кто сумеют найти необходимые компромиссы и прекратить бесконечные раздоры.
Если приглядеться, не только и не столько умножение рядов сулит католической церкви и создание в ней новых ординариатов. Дело в том, что бывшим англиканским священникам будет разрешено сохранить семью (на епископов это не распространяется, но они смогут удержать свое лидерство и без епископского посвящения). Не секрет, что вопрос обязательного безбрачия сейчас очень беспокоит католиков во многих странах. Найти священников, готовых принять целибат, становится все меньше. В Западную Европу их экспортируют из Восточной, а то и вовсе из Африки и Азии. К тому же многие считают, что именно безбрачие лежит в основе педофильских скандалов последних лет, и отказ от него поможет решить проблему. Это весьма спорное мнение, но оно широко распространено и с ним нельзя не считаться.
После массового принятия англикан внутри католического клира появятся те, кому будет необязательно сохранять обет безбрачия. А это не может не повлиять и на вопрос обязательности целибата в целом.
Если бок о бок в одной церкви существуют женатые и неженатые священники, это открывает перед ними возможность выбора. И сама жизнь поможет церкви выйти из весьма сложного положения.
В своих заявлениях лидеры обеих церквей утверждают, что их новые отношения, прежде всего, основаны на уважении к религиозной свободе. Одним она дает основания принимать тех, кто хочет вернуться к традиционным устоям, другим – не удерживать этих людей против их воли. Но это тот случай религиозной свободы, который может принести очевидную практическую пользу и католикам и англиканам.

 

Якщо ви знайшли помилку, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter