Православна Церква увійшла у другу седмицю Великого посту, коли через молитву і піст всіх віруючих закликає до благодатного єднання з Богом. Прикладом досягнення такого єднання є преподобний Григорій Синаїт, який відродив на Святій Горі Афон практику Іісусової молитви. Ми зібрали вислови цього афонського святого, які знадобляться тим, хто замислюється про суть і важливість молитви і вчиться цьому діянню.
Православная Церковь вошла во вторую седмицу Великого поста, когда через молитву и пост всех верующих призывает к благодатному единению с Богом. Примером достижения такого единения является преподобный Григорий Синаит, который возродил на Святой Горе Афон практику Иисусовой молитвы. Мы собрали изречения этого афонского святого, которые помогут тем, кто задумывается о сути и важности молитвы и учится этому деланию.
1. Молитва всегда есть движущее внутреннее действие Святого Духа, которое в начале распространяется из сердца как огонь радости, в конце же проявляется как благоухающий свет.
2. Богоугодных деланий три: псалмопение, молитва и чтение, - и рукоделие, если немоществует.
3. С утра нужно, упраздняясь от всего, пребывать в памяти Божией молитвою и сердечным безмолвием.
4. Молитва есть Бог, действующий все во всех, так как едино есть действо Отца и Сына и Святого Духа, вседействующего о Христе Иисусе.
5. Если бы Моисей не получил от Бога жезла силы, то не сделался бы богом Фараону и не казнил бы его и Египет. Так и ум, если не будет иметь в руке силу молитвы, то не возможет сокрушить грех и противные силы.
6. Благодать - есть не только вера, но и действенная молитва.
7. Когда услышишь, как в Писании пророческим словом возглашается: «Жезл Твой и палица - та мя настависта» (Пс. 22, 4), то разумей под этим в нравственном смысле псалмопение и молитву.
8. Начало умной молитвы есть очистительное действо Духа Святого.
9. Мы, подобно херувимам, удостаиваемся беседовать с Иисусом посредством чистой молитвы.
10. Будем заботиться только об одном, чтобы иметь в сердце действие молитвы, которое согревает и радует ум и воспламеняет душу к невыразимой любви Бога и людей.
11. Соломон сказал: утром сей семя твое - разумеется молитвы - и вечером не давай отдыха руке твоей, чтобы молитва, имея случайный перерыв своего постоянства, не лишилась заслуженного жребия.
12. Истинное начало молитвы есть сердечная теплота, которая сжигает страсти непоколебимой любовью к Богу, и вносит в сердце отраду и радость.
13. Свободная от прелести Иисусова молитва, которая ввергает на землю нашего сердца огонь, сопровождается теплотой, который сжигает страсти, как терния, и образует в душе тишину и радость.
14. Начало действа благодати в молитве различно обнаруживается. В некоторых приходит дух страха, который разрушает горы страстей, и сокрушающий камни, - жестокие сердца. В других же является радость. В тех, которые преуспели в молитве, Бог производит тонкое и мирное веяние. Посему Бог говорил Илии на горе Хоривской, что Господь в тонком веянии света, показав совершенство молитвы.
15. Хранение в молитве является величайшим оружием против того, чтобы от радости молитвы не впасть в самомнение, но, избрав себе в удел утешительную печаль, соблюсти себя невредимым.
"Православное наследие Украины на Святой Горе Афон" - для "УНИАН-Религии".