Життя і дивовижні пророцтва священномученика Косьми Етолійського про майбутнє всього світу (рос.)
Священномученик Косьма Етолійський - народний герой, проповідник, просвітитель і мученик, день пам'яті якого відзначається 24 серпня, понад 10 років прожив на Афоні. Збереглися передання про його чудотворні здібності і пророцтва про майбутнє Греції та всього світу.
Священномученик Косьма Этолийский - народный герой, проповедник, просветитель и мученик, день памяти которого отмечается 24 августа, более 10 лет прожил на Афоне, активно противостоял католической экспансии на Балканах и исламизации православного народа.
Также сохранились предания о его чудотворных способностях и пророчествах о будущем Греции и всего мира. Приведем пророчества святого без комментариев.
«Весь мир будет опоясан одной ниткой, люди будут разговаривать из одной дальней местности с другой, например из Константинополя с Россией».
«Воры и разбойники не будут более промышлять в горах. Они будут жить в городах, одеваться, как обычные люди, и приходить среди бела дня, чтобы обворовать вас».
«Придет время, когда в жилища проникнут бесы под видом небольших коробок, а их рога будут торчать на крышах».
«Придет время, и вы ничего не станете узнавать».
«Наступит время, когда брат поднимется на брата».
«Придет время, и вы увидите, как три, даже четыре семьи будут жить в одном доме».
«Не стройте большие дома с большими окнами, чтобы к вам не заходили беспрепятственно».
«Налогом обложат даже куриц и окна».
«Чтобы спастись, вы пойдете жить в другое место, а другие придут на ваше».
«Беда придет к вам от образованных».
«В школах появятся такие вещи, что ум ваш не вместит».
«Мы увидим, как земля наша превратится в Содом и Гоморру».
«Вам ссудят много денег и потребуют обратно, но не смогут взять».
«Вас обложат большим, непереносимым налогом, но не смогут добиться своего».
Святой Косьма родился в дикой горной деревушке, которая называлась Мега Дендрон или Мегало Дендрон (в переводе с греч. «Большое дерево») и находилась в 2 километрах от районного центра Термо.
Его родители были бедными, но благочестивыми людьми и сами происходили из Эпира (территория на границе современной Греции и Албании).
Семья Димитриу сначала жила в деревне Таксиархис, где и родился старший брат святого Косьмы – Хрисанф, а затем перебралась в Этолию.
Там около 1714 года у них рождается еще один мальчик, который был крещен с именем Констант (по другим источникам Костас или Констас).
Сведения о юношеских годах святого Косьмы временами сильно разнятся.
Согласно преданию, до двадцати лет он был малообразован и начатки знаний получил от старшего брата или обучаясь в Тайной школе («Крифо Схолио»), которая действовала во время турецкого ига при монастыре святой Параскевы в поселке Мандра.
По другой версии, родители, не взирая на скудные сбережения, заработанные ткачеством, все же постарались дать обоим сыновьям прекрасное образование.
Старший сын – Хрисанф, получил блестящее образование в Великой школе нации (престижный греческий университет в период турецкого владычества), затем был руководителем этой же школы, принял монашество и много потрудился на ниве просвещения греческого народа.
Констант с восьми лет обучается под руководством иеродиакона Герасима Литсикаса и священника Анании Дервишана в Сигдитсе.
В 1732 году юноша возвращается домой и расширяет свои знания в общинной школе Ломботины, область Этолия. Через несколько лет, одаренный юноша сам начинает преподавать в этой же школе. Предание гласит, что в то время и была открыта Константом первая школа в поселке Таскиархис, где некогда проживал его семья.
Констант не останавливается на достигнутом и приходит в монастырь святой Параскевы, чтобы послушать известного проповедника отца Прокопия Яннелоса. Здесь, в обители, он изучает обширные монастырские библиотеки, в которых хранились тысячи редких рукописей, общается со многими учеными.
В 1754 году молодой человек приезжает на Святую Гору, чтобы получить систематическое образование при училище «Афониада», открытое в Ватопедском монастыре. Здесь учителями Константа становятся лучшие представители греческой нации – Панайотис Паламас и Евгений Вулгарис (впоследствии ставший архиепископом Славянским и Херсонским и открывший Полтавскую духовную семинарию).
По окончании обучения в «Афониаде», Констант принимает решение остаться на Святой Горе в одной из старейших обителей, которая называлась Филофей. В скором времени он был пострижен в монашество с именем Косьма и рукоположен в священный сан.
Пробыв в общей сложности на Афоне около десяти лет, до 1760 года, отец Косьма отправляется в Константинополь, чтобы получить разрешение у Патриарха на миссионерскую деятельность среди греческого населения, которое находилось в крайне тяжелых условиях. В то время Предстоятелем был Патриарх Серафим II Анина, по прозвищу Арнаут, который благословил подвижника на труды, назначив его проповедником всей греческой земли.
С 1761 года святой Косьма неустанно и самозабвенно трудится, говоря простому населению о Христе, основывая гимназии, открывая начальные школы и приюты (всего было открыто более 200 школ), где дети и взрослые могли бы научиться основами греческой письменности, чтению и началам арифметики. Это были скорее культурные, нежели образовательные центры, цель которых заключалась в поддержании национальной памяти и вековых традиций среди угнетенного турецкой властью греческого населения.
Святой Косьма, названный равноапостольным за свои труды в деле просвещения на Балканах, проповедовал в течение 18 лет, до самой своей мученической смерти в 1779 году.
Начав свои странствия с окрестностей Константинополя, он продолжает свой путь и миссионерскую деятельность в Македонии, Фессалии, Навпакте и Эпире. После возвращения в родную ему Этолию, Косьма был схвачен турками и сослан. Через подкуп властей, миссионер был отпущен на свободу и получив разрешение от нового Патриарха Самуила, вновь отправляется проповедовать Слово Божие.
Он посещает Фракию, Скопелло, Западную Македонию, а также земли, управляемые венецианцами.
После поражения греков в восстания против Османского владычества на острове Пелопоннес в 1770 году, отец Косьма вынужден был удалиться на Афон. Находясь здесь в течение 5 лет, он путешествует по монастырям и скитам Святой Горы и занимается изучением творений святых отцов.
Опасаясь очередного восстания, султан Мустафа III принимает решение о переселении греков с полуострова вглубь Азии.
Патриарх Софроний II выразил протест таким действиям правителя и вызвал святого Косьму в патриархию, чтобы тот посредством личного авторитета смог выступить посредником между народом и султаном, дабы отменить решение последнего.
Косьма согласился и получив фирман, то есть соответствующий документ, отправился в свое последнее путешествие. За пять неполных лет он посетил многие острова в Эгейском море, Святую гору, Румелию, Эпир, Западную Македонию, Паргу и Корфу. Следует сказать, что многие территории были подконтрольны венецианцам, которые не разрешили отцу Косьме проповедовать и более того, хотели убить его возле острова Лефкада.
Возвратившись в Северный Эпир в 1779 году, отец Косьма проповедует в селе Коликонтаси, которое находилось в районе Фиери (современная Албания).
В письме своему брату от 2 марта 1779 года Косма писал о своих отношениях с разными группами населения: «Десять тысяч христиан меня любят и один не очень. Тысяча турок меня любят, один не очень. Тысяча евреев хочет моей смерти и только один против»
Вскоре святой был задержан местной турецкой администрацией, в лице Ходжи Паши. Предлогом к аресту послужило то, что чиновник якобы лично хотел видеть миссионера, хотя на самом деле, причина была совершенно иная. Местная еврейская диаспора терпела огромные убытки, поскольку Косьма учил о том, что воскресный день христианам следует проводить не рынке, а в молитве и чтении Священного писания.
24 августа 1779 года святой Косьма в возрасте 65 лет был выведен за стены поселения Коликонтаси и повешен. Затем к телу священномученика был привязан камень, и останки святого были выброшены в реку Апсос, которая протекала неподалеку.
Через некоторое время священник села Коликонтаси, по имени Марк, нашел мощи священномученика Косьмы, которые стояли в воде. Останки святого подвижника были торжественно положены внутри церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Ардевузском монастыре, неподалеку от места казни.
Канонизация священномученика Косьмы была совершена патриархом Константинопольским Афинагором (Спиру) в 1961 году.
В августе 2014 года Албанская православная церковь отпраздновала 300-летие со дня рождения и 235-летие со дня мученической кончины равноапостольного Космы Этолийского.
В своей проповеди глава Албанской Православной Церкви архиепископ Анастасий подчеркнул, что «современные христиане многим обязаны святому Косме», ведь именно он «остановил массовые исламизации и спас Православие в этом регионе от полного уничтожения».
"Православное наследие Украины на Святой Горе Афон" - для "УНИАН-Религии".