Розповідь афонського старця проігумена Василя Іверита про преподобного Порфірія (Частина II) рос.
"Говорив мало, по справі, коли це необхідно, щоб надихнути іншого, обтяженого і хворого. Давав відчути дитячість свого внутрішнього раю. Не боявся реальності. Чи не прагнув до людської слави. Хотів, щоб прославилося ім'я Боже ..."
Небо отвечает. Он все видит ясно, все чувствует, все слышит. Понимает, что происходит в душе человека. Видит, что происходит в глубине земли. Растворяется в безграничных объятиях божественной любви. Может ли такой маленький ребенок понести столь великую благодать? Да. Бог знает что делает. Он сокрушен божественной любовью. Продолжает свой путь в рай божественной милости. Купается, в прямом смысле слова, в радости.
Молится. Живет в келии. Смиряется и участвует в таинствах Божиих. Ум его сосредоточен. Удаляется от любого высокомерия и чванства. Он велик в своем смирении. Не восхищается благодатными дарами, но Тем, Кто их посылает. Прожил жизнь «с Христом, под покровом Божиим».
Он говорил: «Человек с Христом живет, радуясь, вдалеке от всякого зла. Зло для него не существует. Существует только благо, только Бог». «Когда человек пуст, в нем нет Христа, тогда приходят другие жители и наполняют его: зависть, ревность, ненависть, скука, печаль, возмущение».
«Тот, кто руководствуется Святым Духом, имеет знание Божие. Ведает прошлое, настоящее и будущее, открывающиеся христианину Святым Духом».
Он богоносец. Бог, давший ему силы прийти в двенадцать лет на Святую Гору, посылает ему болезнь. Он болен. Не может остаться. Вынужден покинуть Афон. Архиепископ Синайский Порфирий, когда познакомился с ним в Эвбее, восхищен. Он рукополагает его в священники и дает ему имя Порфирий. Ему тогда 20 лет.
Академик Амилкос Аливизатос, когда познакомился с ним, тридцатичетырехлетним, был удивлен и ходатайствовал перед Архиепископом Афинским Хрисанфом, о назначении отца Порфирия, несмотря на то что последний окончил только начальную школу, священником в афинскую поликлинику, расположенную на площади Омония. Там он прослужил 33 года (1940 - 1973). Был он для всех измученных людей, приходящих к нему, как дуновение Духа, божественная улыбка. Любил и светил всем, как Бог повелевающий восходить солнцу над «добрыми и злыми» (Маф. 5:45). Ни кем не пренебрегает.
Утешает и освещает всех. На праздник Крещения освещает жилища, не пренебрегая даже публичным домом. Не осуждая. Радуется. Поет от всего сердца: «Во Иордане крещающуся Тебе Господи...». Призывает и эти изможденные души приложиться к кресту, чтобы и они получили утешение. Он известен. Он благословение для всех. Ангельский лик. Божественное дитя. Благоухание, распространяющееся повсюду и доносящееся к каждой душе. Он не образован, но мудр. Он богодухновенный поэт. Говорит: «Ты должен быть поэтом, чтобы стать христианином. Христос огрубевшие души не принимает».
Говорил мало, по делу, когда это необходимо, чтобы воодушевить другого, обремененного и больного. Сказать ему, что Бог есть любовь. Говорил свободно. Давал почувствовать детскость своего внутреннего рая. Рассказывал то, о чем думал и что сделал: хотел научиться играть на фисгармонии, собрал примитивный радиоприемник, работавший круглосуточно. Помогал приходящему к нему человеку открыть свои мысли. Исповедь для него была дружественной беседой. Был он дитя Божие без остатка. Вел себя естественно, без показной святости. Не боялся реальности. Не стремился к человеческой славе. Хотел, чтобы прославилось имя Божие.
Таким был отец Порфирий, представившийся в 1991 году, в келии, где был пострижен в монашество. Он был светлым присутствием истины, подающим нам благодать Божию, которая жила в нем. Он не выставлял напоказ своих добродетелей и совершенство своей жизни.
Он не замечает своих дарований. Он богоносец. Мудр и спокоен. Несет в себе радость и простоту ребенка. Внутренне невозмутим. Никогда не кричит, источая из себя холодность обманщика и лжепророка, «едино имеющего на потребу».
Он мирен. Разговаривает спокойно и размеренно. Без человеческого раздражения. Передает другим крепость своей веры. С небесной улыбкой все устрояется. Бесшумно исчезает «ветхий человек». Страсти трансформируются, превращаются в силы, способствующие человеку, его духовному росту, спасению. Своей жизнью он проповедует, что смирение - это сердце души. Эгоизм - это глупость и болезнь, мучащая человека и приводящая его к самообману и ошибкам. Он говорил: «Когда уйду, буду еще больше с вами, чем прежде». Так и есть.
Перевод с греческого "Православное наследие Украины на Святой Горе Афон" - для "УНИАН-Религии".