Духовная жизнь современного православного (опрос)
Духовная жизнь современного православного (опрос)

Духовная жизнь современного православного (опрос)

16:10, 01.04.2010
13 хв.

Насколько правильно люди понимают, что такое духовная жизнь? Редакция сайта www.duhovnik.ru проанализировала 15587 анкет, проведя тестирование посетителей Рунета на качество духовной жизни.

Дни Страстной седмицы являются для каждого православного христианина теми днями в году, когда каждый верующий наиболее внимательно относится к своей духовной жизни. Уместно в эти дни задуматься о том, насколько правильно мы понимаем, что такое духовная жизнь и насколько добросовестно мы выполняем то, что считаем правильным.

Редакция сайта www.duhovnik.ru провела исследование аудитории православных верующих на предмет активности духовной жизни. Для этого были проанализированы 15587 анкет «Теста на качество духовной жизни», заполненных посетителями сайта.

1. Аудитория опроса

Відео дня

Для того, чтобы получить представление именно о верующей аудитории, не смешивая ее с теми, кто только считает себя православными, были отобраны анкеты тех респондентов, которые на вопрос «Насколько Вы знаете «Символ веры» и принимаете его постулаты?» ответили «Знаю, принимаю полностью и борюсь с помыслами неверия». Таких оказалось 9698 человек (62% респондентов). Именно их ответы на вопросы анкеты и рассматриваются ниже.

То, что мы действительно имеем дело с православными христианами, подтверждает ответ респондентов на вопрос: «Какова Ваша вера в то, что в таинстве причащения мы принимаем Тело и Кровь Христовы?»

Не верю в это  Менее 1%

Знаю об этом, но не задумывался 5%

У меня бывают помыслы неверия, но я борюсь с ними 35%

Свято верю и не бывает помыслов неверия 60%

На вопрос «Как давно Вы начали регулярно посещать богослужения в Православной Церкви?» респонденты ответили так:

Менее полугода или еще не посещаю 11%

От полугода до двух лет 21%

От двух до 7 лет 29%

Более 7 лет 39%

2. Что мы читаем?

Отрадно, что из перечисленных жанров церковной литературы наиболее часто мы читаем святых отцов:

Никакие 3%

Чаще смотрю фильмы на духовную тематику 6%

Книги современных авторов (художественные, о проблемах и опасностях нашего времени, чудесах и др.) 8%

Миссионерская литература (Андрей Кураев, А.И.Осипов и др.) 19%

Жития святых 10%

Поучения святых отцов в разных формах (беседы, проповеди, письма) 53%

Однако ответ на вопрос, творения каких из перечисленных 12 наиболее, если можно так сказать, популярных святых отцов, мы читаем, выясняется, что наше знание святоотеческой литературы неглубоко, мы обделяем себя бесценными сокровищами, наставляющими нас на пути духовной жизни.

Ни одного автора 23%

1-3 автора 46%

4-8 авторов 23%

9-12 авторов 8%

(12 святых отцов, о прочтении хотя бы одной книги которых были спрошены респонденты: Иоанн Лествичник, Иоанн Златоуст, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Варсануфий и Иоанн, Макарий Великий, Василий Великий, Ефрем Сирин, Исаак Сирин, Авва Дорофей, Никодим Святогорец, Иоанн Кронштадтский).

Новый Завет регулярно читают примерно те же 50% верующих, которые всем родам церковной литературы предпочитают святых отцов:

Не читаю 16%

Реже одного раза в неделю 34%

Не реже одного раза в неделю 21%

Ежедневно 29%

3. Любовь

Почему-то более половины верующих, в отличие от святых отцов, считает любовь не «вершиной добродетелей», тем, к чему мы стремимся, побеждая свои страсти, а средством исполнения заповедей, то есть тем, что мы уже имеем:

Любовь – основное средство исполнения всех заповедей 55%

Любовь – это цель. Любовь возрастает по мере исполнения остальных добродетелей 45%

Хотелось бы надеяться, что это означает, что большинство верующих уже ощущает в себе любовь.

При этом подавляющее большинство православных правильно понимает, что именно любовь является основным критерием наших успехов. Вот как они ответили на вопрос «Что является более верным мерилом духовного состояния человека?»:

То, насколько мирно он переносит недостатки близких 85%

То, насколько горячо и регулярно он соблюдает посты, молитвенное правило и прибегает к Святым таинствам Церкви 15%

4. Духовная борьба (борьба со страстями)

Отрадно, что ответы на вопрос о знании человеком своих страстей показали, что большинство верующих знают свои страсти и продолжают открывать все новые, что естественно для людей, ведущих духовную жизнь:

Я плохо понимаю, что такое страсти 2%

Я слышал о страстях, но еще не знаю всех своих страстей, либо у меня их мало 3%

Да, я знаю все свои страсти 14%

Я знаю многие свои страсти, но постепенно открываются все новые 82%

Знают православные и духовные «лекарства» против каждой из своих страстей:

Нет, не знаю 8%

Знаю средства против некоторых страстей 63%

Да, знаю 29%

Правильно они понимают и смысл скорбей (среди данных вариантов ответа нет ни одного ошибочного):

Искупить страданием грехи 23%

Вспомнить о Боге 32%

Победить ту страсть, которая является первопричиной скорби 45%

Ответы на вопрос «Часто ли Вы смотрите телевизор» показали, что лишь 14% верующих полностью оградили себя от его деструктивного влияния:

Да, часто 32%

Иногда 53%

Нет, вообще 14%

На вопрос «Верите ли Вы, что и Вы можете достичь целей христианской жизни, быть с Богом?» респонденты ответили следующим образом:

Сомневаюсь 5%

Нет, я слишком грешен, мне бы хотя бы избежать самого дна ада 16%

Да, милостью Божией 79%

Отрадно, что большинство верующих верят в высокий успех своего труда. Тем, кто сомневается (таких 16%), хочется напомнить слова прп. Никодима Святогорца: «Как бы ни было сильно сокрушение, и тени не допускай нечаяния помилования. Помилование уже совсем готово, и рукописание всех грехов разодрано на кресте».

5. Пост

«Соблюдаете ли Вы посты в отношении приема пищи?» - спросили мы респондентов. Оказалось, что более-менее добросовестно постятся лишь две трети:

Я не знаю точно всех постов 6%

Здоровье не позволяет мне поститься 10%

Да, но больше как диету, не особенно ограничивая себя в количестве пищи и позволяя себе постные вкусности 19%

Да, стараюсь 64%

Ответ на вопрос о частоте употребления спиртных напитков (включая пиво) показал, что 68% верующих абсолютно свободны от страсти к спиртному, а 11% рискуют стать алкоголиками:

Чаще, чем раз в неделю 11%

Чаще раза в месяц 23%

Реже раза в месяц 37%

Вообще не пью 31%

6. Молитва

Лишь для половины (52%) верующих молитва стала такой же необходимой и естественной как дыхание. Вот как мы отвечаем на вопрос, зачем мы молимся:

Чтобы получить помощь Бога в трудных ситуациях 27%

Потому что христианин обязан молиться 21%

Для моей души молитва – как пища для тела 52%

Ответы на вопрос о соблюдении молитвенного правила показали, что, опять-таки, только половина верующих соблюдает его регулярно:

Я не знаю этого правила 2%

Редко молюсь 16%

Соблюдаю регулярно сокращенный вариант правила 19%

Соблюдаю только утреннее (вечернее) 11%

Стараюсь соблюдать 43%

Да, соблюдаю в любых обстоятельствах 8%

Владение верующими искусством молитвы мы попытались оценить при помощи вопроса «Если во время молитвенного правила или чтения акафиста (канона) вас начинает мучить некоторая мысль, воспоминание, страсть, что Вы будете делать?»

Я не читаю правил, акафистов и канонов 5%

Не обращая внимания на эту мысль, концентрироваться на чтении и дочитать до конца 71%

Остановив чтение, молиться, чтобы победить эту мысль и восстановить мир души 24%

Таким образом, лишь 24% православных грамотны в этом вопросе.

7. Богослужения и таинства

Был задан вопрос: «Как часто Вы посещаете богослужения?»

Не присутствую всю службу, недолго стою и ставлю свечи 5%

Только по большим праздникам 10%

Реже одного раза в неделю 24%

У меня маленькие дети, только из-за них я не провожу в храме всю службу 6%

Еженедельно – не менее одной литургии (всенощные часто пропускаю) 30%

Еженедельно – не менее одного вечернего богослужения и одной литургии 25%

Ответ вновь показывает количество воцерковленных не многим более 50%, причем более половины из них опускают вечерние богослужения, лишая себя полной красоты богослужебной жизни Церкви.

При этом более 90% верующих стремится глубже узнать богослужения. Получается это примерно у 40%. «Насколько хорошо Вы понимаете богослужение?»

Мало понимаю и не пытаюсь узнать 8%

Читал книги о богослужении, но запомнил не много 50%

Читал книги о богослужении, хорошо понимаю 32%

Слежу за богослужением по книге, чтобы лучше понимать 10%

Ответы на вопрос о частоте причащения показывают, что 64% верующих не уделяют должного внимания этому бесценному дару Церкви:

Реже одного раза в месяц 64%

От одного до четырех раз в месяц 32%

Чаще одного раза в неделю 3%

8. Отношения с духовником

Духовника фактически имеет примерно половина верующих:

Нет духовника, исповедуюсь у разных священников 39%

По независящим от меня причинам я лишился (лишилась) духовника и пока не могу найти нового 6%

Мой духовник живет далеко, поэтому чаще я исповедуюсь у других священников 5%

Есть духовник, но я не всегда исповедуюсь у него 6%

Стараюсь исповедаться всегда у одного священника, но не знаю, могу ли назвать его духовником 27%

Есть духовник, и я почти всегда исповедуюсь у него 16%

Интересен ответ на вопрос «Для чего Вы исповедуетесь?»

Я не исповедуюсь  3%

Чтобы причаститься 13%

Христианин должен исповедаться 11%

Чтобы побеждать свои страсти 72%

13% православных недооценивают самостоятельного значения таинства исповеди, воспринимая его лишь как «пропуск» к причащению.

Частоту известных заблуждений показал ответ на вопрос «О чем Вы говорите на исповеди?»

Не исповедуюсь 3%

О том, что меня больше всего волнует и огорчает 13%

О своих грехах и об их причинах, которые нередко вызваны другими людьми 6%

Только о своих грехах 77%

19% ответивших, помимо или вместо покаяния, делятся на исповеди своими эмоциями, а порой и допускают обвинения в адрес других людей.

Какова степень нашего послушания духовникам?

Нет духовника 45%

Если сомневаюсь в правильности совета духовника, стараюсь переубедить его 5%

Выслушаю, соглашусь, но сделаю по-своему 5%

Исполняю всякий его совет, не задумываясь 18%

Стараюсь слушаться всякого его совета, но проверяю совет Евангелием 29%

Таким образом, послушание духовникам оказывают 47% верующих.

9. Современные искушения

Был задан вопрос: «Какие из перечисленных ниже современных искушений наиболее опасны для христианина?»

Паспорта с тремя шестерками 3%

Принятие ИНН 5%

Штрих-коды с тремя шестерками на продуктах 1%

Никакие из перечисленных 91%

Ответы показали, что 91% верующих свободен от заблуждений, связанных с мнимой опасностью некоторых внешних атрибутов современной жизни.

10. Паломничества

Вот как часто мы посещаем святые места, паломничаем:

Реже одного раза в год 29%

Временно не имею возможности 34%

Более 3 раз в год 10%

1-3 раза в год 27%

11. Участие в общественной жизни

Был задан вопрос: «Является ли долгом христианина активное участие в общественной жизни?». Участники в своих ответах разделились ровно пополам:

Является, родину необходимо спасать 50%

Нет, не является, достаточно работать над собственным спасением 50%

12. Дела милосердия

Был задан вопрос: «Занимаетесь ли Вы делами милосердия?»

Не могу, я нищий инвалид 1%

Не могу, нет ни свободных денег, ни времени 16%

Не хочу (не думал) 5%

Да, помогаю близким, находящимся в тяжелом положении 40%

Да 39%

Ответ показал высокую активность верующих – 79% из нас занимаются делами милосердия.

Какими делами милосердия мы занимаемся?

Никакими 11%

Теми, которые мне легче делать 16%

Теми, которых от меня требует ситуация 64%

Теми, которые лучше помогают мне преодолевать свои слабости и учиться любви 10%

Ответ показывает, что 10% верующих понимают значение дел милосердия как важного средства исправления своих недостатков.

13. Отход от церковной жизни

Вопрос был сформулирован так: «Было ли Ваше участие в церковной жизни непрерывным?»

Да, я не оставлял надолго церковной жизни 60%

Были периоды охлаждения 40%

Поскольку не все, кто отошел от церковной жизни, вернулись к ней, можно сказать, что около половины верующих временно или навсегда отходят от церковной жизни. Этот факт говорит нам о том, насколько внимательными следует быть к себе, чтобы через поблажки своим слабостям не потерять то, что нам так дорого и дает нам так много. Что именно дает нам церковная жизнь, показывают ответы на следующий вопрос.

14. Плоды духовной жизни

Респондентам был задан вопрос:

«Сколько из перечисленных ниже изменений в себе Вы наблюдаете с момента начала своей церковной жизни:

1. Я узнал много своих недостатков

2. Я в некоторой степени примирился со своей жизнью, с собой

3. Мне стало легче переносить недостатки других

4. Я реже испытываю уныние

5. Я лучше понимаю, почему ко мне приходит то или иное искушение

6. Я реже поддаюсь своим слабостям

7. Я научился управлять своим настроением».

Ответы были такими:

Ни одного 2%

1-3 30%

4-6 49%

7 19%

Несмотря на то, что, как мы увидели из предыдущих ответов, не более половины опрошенной аудитории ведут действительно полноценную, добросовестную духовную жизнь, 98% опрошенных видят существенные плоды этой жизни в своей душе.

Подводя итоги исследования, напрашивается вопрос – что было бы с нами, если бы мы повысили «градус» своей духовной жизни – не до аскетического уровня, а хотя бы до норм, предписываемых церковным уставом и требуемых совестью?

Дмитрий Семеник для "УНИАН-Религии"

Новини партнерів
завантаження...
Ми використовуємо cookies
Погоджуюся