Новый Регион – Киев

Утром в пятницу в Киево-Печерской Лавре открывается Собор Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Его проведение вызывает опасения у верующих, поскольку иерархи могут принять решения, направленные на дальнейшее отдаление УПЦ от Москвы.

Эти тревоги небезосновательны, пишет в авторской колонке специально для РИА «Новый Регион» русский священник Петр Воскресенский.

...На официальном сайте Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) опубликован проект «Ухвалы», т. е. Постановления Собора УПЦ. Опубликован он, как утверждается, для того, чтобы опровергнуть различные слухи и домыслы, развязанные определенными силами в СМИ с целью дискредитировать священноначалие и предстоящий Собор. Такое объяснение шито белыми нитками, и характер проекта, обстоятельства публикации и время его появления говорят о том, что истинные причины публикации проекта Постановления Собора совсем иные.

Відео дня

Сразу же бросается в глаза вопиющий факт публикации проекта итогового документа Собора до проведения самого Собора. Что-то нездоровое происходит в Киевской Митрополии. И если отец Андрей Кураев в интервью «Известиям» назвал обстоятельства проведения Собора УПЦ пародией на демократию, то я бы назвал это пародией на соборность Церкви. Даже в советские времена никто не публиковал проекты итоговых документов Съездов КПСС, потому что формально считалось, что решения принимает не единолично Генсек или Политбюро, а в ходе демократического волеизъявления и партийной дискуссии сам Съезд. Но руководство Киевской Митрополии решило превзойти даже старых партийных боссов. Постоянные мантры на тему «Собор должен продемонстрировать единодушие Церкви вокруг своего Предстоятеля», повторяемые в бесконечных предсоборных интервью, которые чиновники Киевской Митрополии дают своим же подчиненным корреспондентам, – то есть, дают эти интервью самим себе, бесхитростно намекают – никакой дискуссии быть не должно, все должны сказать «одобрямс». А те, кто посмеют ставить вопросы – противники церковного единомыслия, «недоброжелатели Украинской Православной Церкви» (читай «враги народа»), как выразился в своем интервью Драбинко. Но вопросы есть. И есть к самому проекту «Ухвалы», опубликованному официальным сайтом УПЦ.

После обычных выражений любви к Предстоятелю Церкви (которые возражений не вызывают) во 2 разделе проекта пишется: «Засвидетельствовать наше послушание Матери-Церкви и ее Предстоятелю и просить Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и дальше быть гарантом нашего единства в союзе мира». Тут уже какой-то папизм. Не может быть Блаженнейший единолично гарантом, но в единстве с епископатом, в совместной верности догматам веры и священным канонам. Под Матерью-Церковью здесь подразумевается сама Украинская Церковь, а так как Собор УПЦ и есть ее полномочное представительство, то он клянется в послушании... самому себе! Может ли Собор, представляющий всю полноту УПЦ, находиться в послушании Киевскому Митрополиту, который по Уставу сам подотчетен и подсуден Собору – риторический вопрос.

Ни словом не поминается о послушании Матери – Русской Православной Церкви, Матерью называется УПЦ, что говорит о попытке навязать Собору бредовую теорию закарпатского руховского лидера, а ныне архимандрита Виктора (Бедя), о том, что это нынешняя Киевская Митрополия является Матерью для Русской Церкви. Нигде не говорится о том, что УПЦ является частью РПЦ, а лишь, что УПЦ находится в каноническоми молитвенном единстве с Русской Церковью, через которую соединена с остальными Поместными Церквами – будто УПЦ и РПЦ – это два разных равнозначных субъекта церковного права, пребывающие во взаимном единстве, а единство одного из партнеров (РПЦ) с другими делает УПЦ равноправным членом семьи Православных Церквей. Из проекта можно вынести такую мысль, что РПЦ – это что-то одно, а УПЦ – что-то другое!

6 раздел говорит о спорном Уставе УПЦ образца 2007 г., который, по нашим сведениям, уже вызвал массу нареканий со стороны епархий, и в котором не говорится ни об Уставе РПЦ, которым должна руководствоваться Украинская Церковь, ни об обязательном утверждении украинского Устава Московским Патриархом, много там и других серьезных канонических отступлений. Проект же «Ухвалы» вообще говорит о том, что после утверждения Устава Собором УПЦ, Устав незамедлительно вступает в силу, т. е. никакого одобрения Патриархом, как требует Устав Русской Церкви, им и не нужно. Патриарх в проекте вообще не упомянут!

В проекте есть и 5 раздел, говорящий об утверждении всех предыдущих, с 1992 г., решений Архиерейских Соборов и заседаний Священного Синода УПЦ. Он введен, скорее всего, на тот случай, если Собор отклонит 6 раздел и не захочет утверждать канонически спорный Устав. Ведь утвердив все решения предыдущих Соборов и Синодов, соборяне утвердят и тот самый Устав.

Есть и ряд других решений, которые нельзя утверждать, о чем уже писалось в прессе.

В частности, имеется в виду осуждение т. н. «политического Православия», под которое подводят любую пророссийскую деятельность православных активистов; некоторые, принятые под давлением Кравчука и Ющенко, синодальные и соборные послания, говорящие об автокефалии Украинской Церкви, как об ее вожделенной цели, то же осуждение Лукьяника без всякого церковного суда.

Наконец, прочитав последнее предложение документа, можно потерять дар речи.

«Украинская Православная Церковь, – говорится в проекте соборного Постановления, – является Церковью украинского народа». Приняв подобное утверждение, Собор УПЦ впадет в ересь филитизма, осужденную в 1872 г. Константинопольскии Собором. В отличие от других решений этого собора, данное осуждение было воспринято всей полнотой Вселенского Православия. В Православиии не может быть «католикоса всех армян». Церковь не может быть Церковью определенного народа, но является, прежде всего, Церковью Христовой, и объединяет по территориальному признаку православных верующих любой национальности. И УПЦ должна быть такой же Церковью для украинского народа, как Церковью для русского, гагаузского, болгарского и иных народов, проживающих на ее канонической территории.

Будем надеяться, что Господь укрепит сердца ревнителей церковного единства, и Собор УПЦ пройдет в духе верности канонической правде.